При всем многообразии путей развития парусного мореплавания, у каждого из них есть одна и та же веха, прорыв, кардинально повлиявший на всю дальнейшую историю. Это применение косого паруса.

Есть два основных типа парусов — прямой и косой. Прямой — это обычный парус, расположенный поперек корпуса кусок ткани, который тянет корабль туда, куда дует ветер. Косой парус (обычно треугольный, но встречается и четырехугольный), позволяет использовать энергию ветра так, чтобы корабль мог идти против ветра. На практике это выглядит следующим образом: встречный ветер обтекает особым образом настроенный парус и он толкает судно вперед и в сторону, при этом корабль движется зигзагами (галсами), подставляя ветру то один, то другой борт. Такая технология позволила кораблям получить принципиально иную свободу передвижения.

Она сделала надежными торговые маршруты, прежде полностью зависевшие только от попутных ветров. Корабль с прямыми парусами, используя попутный ветер, мог достичь нужного места, однако, что бы вернуться обратно, ему приходилось ждать смены направления ветра иногда по многу недель. Понятно, что такое плавание было ненадежным и непредсказуемым. Косой парус частично решил эту проблему. Сама идея — плыть под парусом против ветра — совершенно парадоксальна!  Сегодня сложно точно установить, кто первым изобрел косой парус, однако мы знаем, что косой парус пришел в Европу через арабов. Те, в свою очередь, скорее всего, позаимствовали его в Индийском океане у полинезийцев — полинезийцы не могли бы освоить Тихий океан так, как они это сделали, если бы у них не было косого паруса. Активно применяли косой парус и китайцы.

Косой парус очень быстро стал распространяться в Средиземном море с его стабильными ветрами. Здесь преобладают ветра, дующие с юго-востока на северо-запад. И конечно, для кораблей, которым надо было плыть в противоположную сторону, это представлялось проблемой. Решением стал латинский парус — треугольный косой парус, укрепленный сбоку от мачты.

Латинский парус

Латинский парус

Он позволил успешно плыть против ветра. Однако такая конструкция была очень трудоемкой, так как при перемене ветра, латинский парус приходилось снимать с одной стороны мачты и устанавливать с другой стороны.

Справиться с этой проблемой помогло изобретение гафельного паруса. Это тот же косой парус, только четырехугольный и натянутый не сбоку от мачты, а позади нее, причем его верхняя кромка (верхняя шкаторина), закреплена на гафеле, а нижняя кромка (нижняя шкаторина), закреплена на гике — горизонтальных элементах  конструкции, растягивающих этот парус. Сами гафель и гик одним концом закреплены на вертикальной мачте — благодаря чему парус стало гораздо проще переносить с одного на другой борт при смене галса. К восемнадцатому веку такая конструкция косого паруса полностью вытеснила латинский парус.

Гафельный парус

Гафельный парус

А в начале 20-го века на смену гафельному парусу пришел так называемый бермудский парус, который и по сей день является наиболее распространенным типом паруса. Зародился он в регионе Бермудских островов, где им пользовались местные рыбаки, а открытые к тому времени аэродинамические законы, вывели его в лидеры парусной индустрии.

Бермудский парус — это треугольный парус, передняя шкаторина которого растягивается по мачте, а нижняя по гику. По простоте управления и эффективности он показал наилучшие результаты. Именно такие паруса стоят на подавляющем большинстве современных парусных судов.

Бермудский парус

Бермудский парус

Cегодня, говоря о паруснике, мы почти всегда имеем в виду парусную яхту. Яхты и яхтинг — это новая страница в истории паруса, не менее захватывающая, чем ее древние истоки.

Наталия Никитина,
Gokova Sailing Phuket