Стремление людей к освоению новых пространств всегда было, есть и несомненно будет мощным стимулом прогресса. На этом пути человечеству пришлось решать немало сложнейших задач. Так одной из первых побед, значение которой трудно переоценить, стало преодоление морей и океанов нашей планеты, которое было бы невозможным без применения паруса. Применение паруса стало первым использованием человеком энергии природной стихии — ветра. Надо было обладать гениальностью, сравнимой с изобретением колеса, чтобы прикрепить к палке звериную шкуру, позволяющую ветру толкать лодку вперед. Дальнейший путь развития парусных судов растянулся на многие тысячелетия и достиг своей вершины к середине 19-го века.

В течение второй его половины моторные суда постепенно вытеснили парусники из сферы практического использования по причинам экономической целесообразности. Однако, бросив взгляд на водные просторы, мы по-прежнему видим паруса. Это круизные и спортивные яхты, учебные суда морских академий и прекрасные копии исторических парусников, украша ющие моря и океаны. Человек не может расстаться с парусами. Его тянет к своим истокам, к единению с природой, к возможности испытать себя.

Первые археологические свидетельства применения парусов относятся к более чем семи тысячелетней давности. Но вне всякого сомнения, в разных частях земли, независимо друг от друга, люди изобретали и использовали паруса гораздо раньше. Традиционно же, принято описывать историю парусного судоходства с начала навигации на Средиземном море, то есть с 5-го тысячелетия до н. э.

Папирусный корабль

Папирусный корабль

Паруса, как вспомогательный источник движущей силы на гребных военных и транспортных судах, применялись еще в Древнем Египте. Плоты из папируса, оснащенные парусом, к 3500-м годам до н. э. уже представляли из себя настоящие папирусные корабли с прямоугольным полотняным или папирусным же парусом.

В этот же период уже существовали и деревянные парусные суда, корпуса которых были набраны из тщательно обработанных кусков древесины акации и стянуты канатами. Использовались они в основном для хождения по Нилу. Ко 2-му тысячелетию до н.э., развитие морской торговли привело к созданию более совершенных, крупных и надежных судов. Так корабли, предназначенные для перевозки каменных блоков имели водоизмещение свыше 80 тонн.

Но самыми лучшими судостроителями и мореходами в период 1500 — 1000 года до н.э. были Финикийцы. Их корабли из ливанского кедра, растущего на восточном побережье Средиземного моря, были необычайно прочными и имели прямой парус по типу египетского.

Древнегреческие мореплаватели, герои мифов и поэм Гомера совершали свои подвиги, отправляясь в далекие странствия на парусных кораблях:

Арго! Да пошлет нам небо путь с луной и звездами,
Арго! Если сникнет парус мы ударим веслами,
Парус над волной, поднятый судьбой, 
Это флаг разлук и странствий знамя вечное.

парусник

Видело Средиземное море и живописные парусники этрусков и корабли древних римлян, которые имели уже по две мачты оснащенные прямыми парусами и передали эстафету развития Византии и городам-республикам Италии (Венеции и Генуе). Свои парусные корабли строили арабы и викинги, рыцари мальтийского ордена и все европейские государства средневековья. Непревзойденной вершиной парусного кораблестроения стали клиперы (от английского глагола «to clip» — «стричь»). Эти самые красивые, самые быстрые, самые совершенные парусники того времени начали строить в начале 19-го века в США в городе Балтимор. Изящный, узкий и длинный корпус клипера был оснащен т ремя мачтами и нес множество парусов. Из далека, корабль напоминал летящее белое облако. Пароходы уже дымили своими трубами на морях и океанах, но еще два десятка лет клиперам, стремительно «стригущим» волны, не было равных в скорости.

Являясь наследниками античной истории и культуры, мы невольно смотрим на все исторические процессы сквозь призму нашей цивилизации. Относится это и к истории парусного судоходства. Однако это вовсе не значит, что в те же времена, в других частях планеты, люди не бороздили моря под парусами.

Китайская джонка

Китайская джонка

По мнению многих современных историков мореплавания, судостроение Китая еще более древнее, чем египетское. До наших дней дошли довольно достоверные сведения о плавании китайцев в заморскую страну Фузан, которая по описанию очень напоминает Мексику. Это было за несколько тысячелетий до н.э. Китайцы создали свой тип парусного судна – джонку, оснащенную парусами из тростниковых циновок, складывающимися на рейках. Джонки отличались исключительной мореходностью, практичностью и вместительностью. Развитие их конструкции значительно опережало развитие европейских парусников. Когда в средневековой Европе только начинали строить 3-х мачтовые суда, китайские джонки уже имели до 9-ти мачт со множеством парусов и достигали длинны 55 метров.

Точных данных о начале парусного мореходства в Полинезии нет, однако все больше и больше свидетельств тому, что древние полинезийцы могли проходить тысячи миль по океану и были первооткрывателями многих земель.

Полинезийская ПРОА

Полинезийская ПРОА

Полинезийская лодка с противовесом, так называемая проа, это по существу сдвоенное плавучее средство — катамаран. Такое устройство обеспечивало остойчивость во время волнения даже маленькому суденышку. Проа представляла собой выдолбленную из ствола дерева лодку, которая двумя или несколькими поперечными брусьями соединялась с бревном меньшего размера — противовесом. Для дальних плаваний полинезийцы пользовались большими, вмещавшими до нескольких сотен человек, сдвоенными лодками, построенными из отесанных досок, скрепленных тросами. Материалом для тросов служило растительное волокно. Суда имели наклонную мачту, на которой поднимался треугольный парус из циновок. Имелись также весла. Для увеличения полезной грузовой площади на соединявшие лодки поперечные связи укладывали обыкновенный дощатый   настил.

Таким образом, у истории паруса много начал и много путей, которые шли то параллельно, то пересекаясь, обогащая друг друга полезными заимствованиями. Возможно о каких-то мы пока даже не знаем , а о каких-то не узнаем никогда.

Наталия Никитина
Gokova Sailing Phuket